«Главное в жизни - покаяние».
Как артист балета стал монахом
Отец Каллиник: «Господь всё сложил удивительно. Я очень счастлив, чувствую себя абсолютно на месте».
Более двадцати лет в Свято-Успенском Святогорском монастыре, что в Пушкинских горах, живёт бывший солист Пермского театра оперы и балета Геннадий Судаков. Теперь он монах Каллиник.
Побывав минувшей осенью в Пушкиногорье, корреспондент «АиФ-Прикамье» встретилась с любимцем балетоманов, блиставшим в 70-е на пермской сцене. Узнать в монахе с длинной седой бородой, опирающемся на палку, одного из самых ярких танцовщиков «золотой эпохи» Николая Боярчикова практически невозможно. Но такой свет струится из его глаз, столько тепла и искренности в каждом слове, что понимаешь: этот человек абсолютно на своём месте.
Как получилось, что в конце 90-х он ушёл из балета в монастырь? Почему крещение стало для него не просто обрядом? С какими чувствами он вспоминает сейчас Пермь и коллег по театру? Об этом и многом другом рассказал мантийный монах Святогорского монастыря Каллиник (Судаков).
🦢 Как вырастают крылья
– Отец Каллиник, пермские любители балета и сегодня помнят созданные вами образы. Остроумного, лёгкого Труффальдино, насмешливого, но в то же время глубоко страдающего Меркуцио. И, конечно, неподражаемого Юродивого с его безжалостной, неподкупной правдой из «Царя Бориса».
– Спасибо. Для меня роль Юродивого тоже самая дорогая. Удивительная вещь: вон в той светёлочке (показывает на одно из монастырских строений) раньше была библиотека. И именно здесь Пушкин, находившийся в Михайловской ссылке, писал «Бориса Годунова». Так всё совпало! Эту трагедию известный пушкинист Валентин Непомнящий называл самым православным драматическим произведением. Почему? Вся драматургия основана на монизме: и у Еврипида, и у Шекспира, и у Островского главный герой - единственный. А у Пушкина в «Годунове» героев двое: помимо Бориса это народ. И главное - там есть покаяние: народ кается, что выбрал на трон убийцу. Россия, действительно, каялась по этому поводу. И Господь простил: поднял её после бесславного периода на невероятную высоту.
– Покаяние важно и в обычной жизни?
– Смысл нашей жизни – спасение. А без покаяния оно невозможно. Сложно покаяться в своих грехах, но нужно. Если ты делаешь это – становишься другим человеком. У тебя просто крылья вырастают.
– Каким был ваш путь к вере?
– В 40 лет я решил креститься. Но мать моего друга, воцерковлённый человек, посоветовала: «Походи сначала на катехизисные курсы, а уж потом крестись. А то будешь, как многие, заходить в храм, ставить свечку – и всё». Я отнёсся к этому серьёзно, начал ходить на курсы. И вдруг понял, насколько мне это нужно. Ужаснулся, что был не крещён до сих пор. Юродивого в «Борисе» танцевал некрещённым!
– В тот период вы работали уже в Питере?
– Да, в Малом оперном, нынешнем Михайловском театре. Боярчиков как раз ставил там «Петербург» по мотивам романа Андрея Белого, где я танцевал Аблеухова-старшего. Так вышло, что из-за этих курсов вынужден был пропустить постановочную репетицию. Предупредил Николая Николаевича, пообещав, что всё выучу. Но какой балетмейстер это простит? И Аблеухова на премьере танцевал другой артист.
Начиная с партии Меркуцио («Ромео и Джульетта») Геннадий Судаков заставил говорить о себе как о блестящем трагедийном актёре.
Фото: Пермское хореографическое училище
🚪 Дверь захлопнулась
– К уходу из балета вас подтолкнули какие-то проблемы в театре?
– Нет, всё складывалось в то время неплохо. Я окончил балетмейстерское отделение консерватории. Трудов было много, так как учился очно. А главное, опять стал ездить на гастроли. Десять лет до этого был невыездным.
– Почему?
– Я много гастролировал и с Пермским театром, и с Малым. А в 1980 году раз – и не выпускают. По два часа сидел на беседах в КГБ. Потом выяснилось, что ещё с Перми на меня имелась «телега». Куратор, который ездил с нами везде и таким другом прикидывался, якобы признался тогда: для отчёта им было нужно кого-то заложить.
Впервые после перерыва выехал только в 1990-м – в Америку, на гастроли с консерваторией. Через год снова полетел туда – изучать танец модерн. Незабываемая поездка! Научился совершенно иначе мыслить в танце. Позже на совместном вечере в Москве познакомился с Алексеем Ратманским. Ему очень понравился мой номер на музыку Шёнберга. И когда он пришёл в Большой театр, то несколько раз звонил мне – очевидно, хотел пригласить в свою команду. Приглашали также работать в Канаде. Но я был уже здесь, в монастыре.
– Кто благословил вас на этот шаг?
– Николай Гурьянов – один из самых почитаемых старцев, к которому ездил весь мир. Причём если раньше мои друзья, отправляясь к нему на остров Залит, звали меня с собой, я отказывался. Говорил: «Он же скажет: бросай балет. А как я могу его бросить?» Но незадолго до Пасхи в 1998 стал чувствовать что-то не то. Приходил в театр, танцевал, но искусства в душе не было. Думал, после Пасхи это чувство пройдёт. Не проходило. И я понял: пора ехать. Когда ехал на Залит, уже знал, что еду за благословением, и понимал, каким оно будет. А вернувшись оттуда, собрал свои шмотки, ещё не высохшие после спектакля, бросил их в баул. И ушёл. Дверь за мной захлопнулась. Вот так резко.
– Не жалели об этом?
– Ни разу. Хотя монастырская жизнь очень трудная, это мой путь. Всё от Бога.
– Жизнь настоящего артиста, наверное, тоже не сахар?
– Конечно. Я уже тазобедренный сустав вставил новый, поэтому хожу с палкой. И только в ортопедической обуви – все стопы разбиты. Это последствие балетных нагрузок. Тем более что прыжок у меня всегда был лёгкий, стопами толкался.
Здесь другой труд – духовный. Верно сказал кто-то из старцев: монастырь – это пасхальное яичко снаружи, а внутри – колючий ёжик. Понимаете, можно жить тут, даже носить облачение – и не быть монахом. Надо молиться. А заставить себя молиться и монаху порой трудно, не говоря о простых людях. Я стал молиться, как только крестился. Так что Господь, думаю, привёл меня сюда не случайно.
– Вы смотрите тут телевизор?
– У меня планшет. Смотрю новости, иногда что-то балетное.
– И что впечатлило в последнее время?
– В восторге от «Русалочки» Ноймайера. Потому что духовных, содержательных балетов нынче почти нет. Боярчиков был редкостью. Все его спектакли основаны на великой литературе. Не каждому драматическому режиссёру удаётся поставить «Бориса Годунова», а он сделал потрясающий балет «Царь Борис».
– Воспоминания о Перми не отпускают?
– Ну что вы! Это моя альма-матер. Родное училище, театр. Юра Петухов не раз приезжал ко мне, он сейчас преподаёт в Вагановке. Галка Шляпина тоже бывает здесь. Вспоминаем театр, спектакли, нашу молодость.
Автор: Вера Шуваева
Источник: https://svyatogorskiy-monastery.ru/publications/2169/?bitrix_include_areas=Y&ELEMENT_ID=2169&clear_cache=Y